1. Чтобы эффективно работать на лекции, следует, прежде всего, внутренне настроиться на предстоящую работу, т.е. осознать её необходимость и поставить перед собой определённую цель. Подготовьте себя к тому, что предстоит напряженная работа по пониманию, осмыслению и конспектированию учебного материала.

2. Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе. Подготовьте рабочее место для конспектирования: уберите со стола все лишнее, приготовьте тетрадь, ручку, 2-3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Сядьте ровно за партой и смотрите в лицо преподавателя, а не в окно. Образно говоря, нужно самому себе дать команду, которую подают солдатам, чтобы они внимательно вы-слушали приказ: «Смирно!».

3. Нельзя позволять себе отвлекаться от начатой работы. Наиболее трудно сохранять внимание в самом начале работы, поскольку вы в неё ещё не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли. Тем более, когда работа почему-то не по душе. «Если нам предстоит неинтересное занятие, - советует психолог Ф.Н. Гоноболин, - чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно у нас вызывает, надо скорее приняться за дело и хотя бы 5-10 минут не отвлекаться».

4. Всякий учебный материал, будь это параграф в учебнике или лекция, имеет главное и не главное содержание. К главному относятся основные мысли, выводы. К не главному – примеры, факты, цифры и другие сведения, которые помогают усвоить основные положения. Как говорил М. Горький, кто не умеет отделить главное, существенное от второстепенного, тот жарит курицу с перьями.

5. Также очень важно знать, что для эффективной работы необходимо подготовить своё рабочее место. Немногие студенты знают, что нужно обязательно сидеть на стуле со спинкой, потому что сиденье без опоры на спину быстро утомляет. Также следует следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или на подножку стола (на специальную подставку для ног). Ещё желательно, чтобы расстояние от глаз до поверхности стола было 35см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

6. Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение веса даже на 1г усиливает утомление.

7. Утомление наступает очень быстро, если человек работает при шуме. Доказано также, что вредно заниматься под звуки музыки, даже если она звучит очень тихо: такой музыкальный фон затрудняет запоминание и понимание изучаемого материала.

8. В колледже также как и в школе, для отдыха служат перемены между парами. Но некоторые студенты не умеют разумно использовать эти немногие минуты: проводят их за партой в аудитории, которую не успели проверить, или же стоят в углу коридора, уткнувшись в учебник, чтобы приготовиться к предстоящему опросу. Во время перерыва полезно больше двигаться, отвлечься от учебных дел беседой с друзьями, побывать (если есть такая возможность) на свежем воздухе, послушать негромкую, успокаивающую музыку.

9. Также можно освоить несколько упражнений для кисти рук.

А. Упражнение на независимость движений пальцев: положите свободно руку на стол, округлите пальцы и поставьте их так, чтобы кончики пальцев свободно касались стола. Затем попробуйте каждым пальцем несколько раз постучать по столу. При этом следите, чтобы остальные пальцы не двигались и не напрягались. Мышцы рук должны тоже оставаться свободными.

Б. Упражнение на развитие круговых вращательных движений пальцев: большим пальцем сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и обратно по подушечкам остальных пальцев, начиная с указательного. Большое затруднение вы встретите при движении по подушечке мизинца. Пусть это вас не огорчает, постепенно вы научитесь производить подобное движение легко и свободно.

В. Упражнение на расслабление мышц рук: встаньте, поднимите вытянутые руки вверх. Затем расслабьте мышцы пальцев. При этом они должны повиснуть в свободном состоянии. После этого расслабьте мышцы кистей рук, они тоже должны повиснуть. Необходимо следить, чтобы сами руки при этом были напряжённо вытянуты вверх. Следом за кистями рук освобождаются предплечья, они должны упасть до уровня плеч. Затем освобождаются все руки и падают свободно вниз.

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Слушание и конспектирование лекции представляет собой лишь первый шаг в усвоение материала. Чтобы добиться более глубокого понимания, необходима дальнейшая работа. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Нужно устранить в нём непонятные сокращения, дописать незаконченные предложения, уточнить формулировки, иногда дополнить конспект фактическим материалом, подчеркнуть наиболее важные положения лекции, выделить некоторые формулировки, выводы. После этого следует ещё раз прочитать лекцию для того, чтобы глубже осмыслить и усвоить материал, обращая внимание на основные положения, на правила, выводы, формулировки. Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

На следующем этапе работы над лекцией необходимо сделать конспект предложенной литературы, выполнить практические задания. Накануне занятий стоит пересказать основные положения лекции, т.к. только свободное воспроизведение материала является первым признаком его усвоения.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

 

Источник: http://www.arhmedcolledg.ru/psy_rabota_na_lec